221020.jpeg, _фев 2021

Вчера мы в Инстаграме обсуждали книгу Кэролайн Кепнес "Ты" и сериал, по ней снятый. И вот выяснилось, что одна подписчица, Анастасия Абаева, обучаясь на факультете психологии, писала эссе именно по главному герою Джо Голдбергу!

Я попросила Анастасию поделиться с нами профессиональным анализом "романтичного убийцы". Читаем и обсуждаем!

Краткое содержание

Джо Голдберг - молодой управляющий книжного магазина. Прекрасно разбирается в литературе, приветлив с посетителями и очень обаятелен. Он не из привилегированных слоев, не учился в колледже, скромно одевается, у него нет друзей.

Джо симпатизирует соседскому мальчику, который вечно сидит на лестнице потому что его мать и отчим выясняют отношения. Джо приносит ему книги, делится ужином и по-дружески поддерживает. Мальчик хочет отравить отчима, чтобы спасти мать, но Джо его отговаривает.

Позднее Джо убивает мужчину, защищая ребенка. Объясняет ему, что иногда приходится ради любви делать плохие вещи.

Однажды в магазин заглянула начинающая писательница Гвиневра Бек, и Джо влюбляется. Он узнает мельчайшие подробности о жизни девушки, чтобы очаровать ее: следит за Бек, проникает в ее квартиру, крадет телефон и читает всю ее переписку.

Джо испытывает острую неприязнь к парню Бек и ее подругам – богатым и избалованным. Он хочет защитить ее от них, считая, что они мешают ей быть самой собой. Он заманивает парня Бек в подвал своего книжного и запирает в холодной стеклянной камере для хранения редких книг.
Несколько дней спустя убивает его и сжигает тело. Следующей он убивает лучшую подругу Бек.

Бек влюбляется в Джо, ведь с ней он такой правильный: умный, интеллигентный, страстный, заботливый, романтичный, смешной и чуточку мрачный. Он поддерживает Бек пока она горюет. Он пытается ей во всем помогать. Но постепенно это все больше напрягает Бек. Она идет к психоаналитику, а Джо это злит - он не хочет, чтобы Бек что-то скрывала от него. Бек уходит, так как между ними нет доверия.

Позже отношения Джо и Бек возобновляются, но Бек узнает, что бывшая девушка Джо бесследно исчезла, а ее брат и любовник погибли. Она находит в тайнике Джо доказательства его причастности к убийствам. Бек не успевает убежать – Джо держит ее несколько дней в стеклянной клетке, пытаясь убедить, что он все делал для ее же блага и ради любви.

Ничего не выходит. Он убивает Бек. Ее труп и свои трофеи из тайника закапывает у дома психоаналитика, на которого и падают подозрения. Он составляет и редактирует сборник рассказов Бек и продает у себя в книжном.

Формулирование психоаналитического случая

1. Оценка неизменяемого

Темперамент: для Джо характерно пребывание в грустном, мрачно-философском настроении. Он приходит в возбуждение в моменты своей одержимости, но по его внешним проявлениям сложно судить об отношении к окружающим событиям: внешне он спокоен, сдержан и редко обнаруживает свои чувства.

2. Оценка защит

1) Всемогущий контроль

Мысли Джо: «Я оптимист - такова моя суть».

Несмотря на риск быть уличенным в жутких преступлениях, Джо хранит в тайнике дома трофеи - части тел и вещи жертв. Джо все время соревнуется с соперниками: он ведет в уме счет: «2:0 в мою пользу, Пич». Если не получается устранить соперника манипуляциями, он избавляется от него буквально – убивает. Он ни с кем не хочет делить девушку, хочет, чтобы она принадлежала ему безраздельно. Видимо, поэтому он не может избавиться от желания присвоить себе и вещи девушки, чтобы физически обладать ими.

Первичная защита психопатов – всемогущий контроль. Нужда во власти имеет первостепенное значение. Они используют сознательную манипуляцию как главный способ избегания тревоги и поддержания самооценки. Для людей, в чьих личностях доминирует всемогущий контроль, главной заботой и источником удовольствия является победа над ближним любой ценой.

В тайнике Джо ее белье, использованный тампон, дневник, телефоны - ее и ее бывшего, медальон бывшей девушки Джо и чьи-то обугленные зубы.
Комментарий: «Сувениры» – это предметы, разжигающие фантазию серийного убийцы, а «трофеи» служат доказательством совершенного деяния. По большому счету между этими двумя видами «добычи» особой разницы нет. И «сувениры», и «трофеи» напоминают убийце моменты преступлений, вселяют чувство уверенности.

По существу, эти предметы – фетиши, которые их новый владелец наделяет сверхъестественными свойствами. Фетиш - это символическое образование, которое позволяет удерживать в сознании два противоположных представления, одно из которых происходит из фантазии, другое из реальности. Это одновременное удерживание в фетише противоположных представлений о реальности защищает от выпадения одного из них и защищает от непереносимого аффекта.

2) Диссоциация

Джо все время оправдывает себя и говорит, что он хороший человек.

Его мысли до убийства парня Бек: «он олицетворяет ошибки Америки».

Джо хочет загладить вину перед Бек, издав ее книгу: «Это последнее, что мы сделали вместе. Я дал тебе то, чего ты хотела, это греет душу. Я помог тебе стать писательницей. Я собрал произведение из всего, что ты вообще писала, и оно сделало тебя знаменитой. Жаль, тебя нет рядом, чтобы ты это увидела, но я знаю, что ты была бы счастлива».

Его мысли после убийства Бек: «Я ошибся, любовь меня ослепила. Она меня не любила»; «Я хочу стать тем, кто я есть - мирным парнем, который хочет жить своей спокойной жизнью»; «В моих снах Бек жива, она прощает меня за все и просит прощение за то, что сделала сама»; «Несмотря на нанесенный урон, спасти возможно все».

Диссоциативные феномены у психопатов разнятся от минимизации своей роли в каком-то проступке до полной амнезии жестокого преступления.

3) Изоляция аффекта

Он может хладнокровно расчленить труп (хотя в процессе он испытывает некоторое отвращение), а потом пойти как ни в чем не бывало на романтическое свидание.

4) Отыгрывание вовне

Джо убивает в ярости.

Психопаты чувствуют стимул к действию, когда возбуждены или расстроены, у них нет опыта повышения самооценки, которое может происходить в результате контроля над импульсом. Психопатам не хватает тревоги, на такие слова как «изнасилование» они показывают не более яркую
реакцию чем на слово «стол».

Однако, Нэнси Мак-Вильямс пишет, что неправильно думать об антисоциальных личностях как об импульсивных. Она указывает, что хотя ярость и может быть побудительным аффектом у хищных, подлых психопатов, это не является случайно возникшим и тупо отреагированным гневом, а наоборот представляет собой бесстрастную, просчитанную ярость, которая постоянно и хорошо осознается.

5) Магическое мышление

Неочевидные и понятные только Джо причинно-следственные связи: «Бек не упомянула о симпатяге из книжного (в посте про купленную книгу), и я понял: твоя онлайн жизнь ненастоящая, это коллаж. То, что ты не поделилась мной с подписчиками, доказывает, что у нас есть связь» (и, следовательно, можно преследовать девушку).

Мысли после того как успешно скрыл очередное убийство: «Я был спасен и на это конечно должна быть причина». После неудачи: «Я начинаю верить в то, что мироздание меня наказывает».

Он выпускает одного своего пленника из клетки потому что считает, что этот поступок докажет, что Джо на самом деле хороший человек. Этот поступок перечеркнет все плохое, и прошлое останется позади.

6) Идеализация

Мысли Джо: «Одного взгляда девочки было достаточно, чтобы я начал соединять ее имя со своей фамилией. Не думаю, что это неправильно. Я считаю, что любовь должна возникать из ниоткуда и сразу сбивать тебя с ног».

Он долго старается не замечать недостатков в своих отношениях. Он не видит человека целостным и пытается «подогнать» его под свои ожидания: «Ты истинный подлинник, Бек! Мы – последние из романтиков». Но при этом Джо не только исправляет жизнь Бек пока она жива («Ты не умеешь выбирать друзей, Бек. Твоя жизнь - бардак»), но и редактирует ее прозу, когда она уже мертва.

«Я должен сделать это, чтобы стать лучшей версией себя».

С помощью идеализации люди намереваются освободиться от стыда: побочный эффект идеализации и связанной с ней верой в совершенство заключается в том, что несовершенства в себе труднее вынести; слияние с идеализированным объектом становится привлекательным лекарством. У людей, которым необходимо идеализировать и обесценивать, стремления к поддержанию самооценки искажены идеей, что нужно совершенствовать свое Я, а не принимать его.

7) Обесценивание

По его мнению, творчество Бек, требует редакции - все-таки, она не идеальна.
О девушке, которую он недавно «безумно любил» и убил за измену (ее нового парня он тоже убил): «Кэндис была ошибкой».

8) Расщепление

Джо говорит, что бросившая его мама была святой. Он одновременно убивает и считает себя хорошим человеком.

9) Проекция

Джо постоянно хочет обезвредить и наказать каких-то злодеев, но похоже, что на самом деле он ненавидит и хочет уничтожить часть самого себя. Например, когда он находит на ноутбуке подруги Бек интимные фотографии Бек, он думает: «да она чокнутая маньячка, ее нужно остановить», хотя у него дома тайник с нижним бельем той же Бек, и он убивает людей, чтобы безраздельно владеть ею.

Когда проецируемый материал состоит из отвергаемых и в высшей степени негативных частей Я, могут возникать самые разные сложности.

10) Интроекция

Похоже, что в случае с Джо речь идет об идентификации с агрессором – собственным садистичным отцом. В условиях запугивания или насилия люди пытаются справиться со своим страхом и болью, принимая на себя качества агрессоров.

11) Смещение

Джо смещает гнев по отношению к матери, бросившей его в детстве, на девушек, которые ему изменили. В его мыслях мать остается святой.

3. Оценка аффектов

Аффекты Джо неадекватные, поверхностные.

Возможно, Джо использует гнев для защиты от страха брошенности, который связан со стыдом, унижением и виной. Гнев для многих людей, склонных к насилию, является неверной попыткой смягчить или избежать более тяжелых чувств. Эти люди облегчают свою боль проецируя и обвиняя своих партнеров в наличии недопустимых эмоциональных состояний, а затем нападая на них.

Еще один аффект Джо - зависть, желание разрушить то, чего человек больше всего желает. Многое в поведении Джо демонстрирует ее: например, убийства богатых друзей Бек. Они могут убить то, что кажется им привлекательным – Джо убивает красивых, ярких и талантливых женщин, которые не боялись быть известными, замеченными.

4. Оценка идентификаций (интернализованные обекты). Возможные травмы

Детская история Джо представлена в фильме. До 9 лет Джо жил с мамой и отцом. Он был очень тихим ребенком, который любил читать и все время прятался от отца в шкафу. Он не выражал явных эмоций, всегда казался задумчивым и грустным. Мама встречалась с другими мужчинами, а Джо был хранителем ее секретов.

Отец подозревал мать в изменах, избивал ее и тушил окурки о маленького Джо, пытаясь добиться от него признания. Джо маму не сдавал. В момент очередного избиения Джо застрелил отца. Мать сказала: «Ты хороший мальчик. Ты защищал меня. Это был ужасный несчастный случай».

Но практически сразу она сдала его в интернат, объяснив, что больше не может о нем заботиться. Джо пережил чудовищное предательство от самого любимого и близкого человека, которого хотел защитить. Он очень любил мать. И даже став взрослым говорил, что мать была святой и заботилась о нем как могла. Стоила ли мать того, чтобы защищать ее? Стоило ли убивать ради нее отца? Во время очередного убийства «ради любви» Джо говорит себе: «ты того стоишь, Бек», но каждая из его девушек изменяет ему.

Подростком Джо попадает в книжный магазин мистера Муни. Тот опекает его, но за проступки запирает в стеклянную клетку в подвале на несколько дней, заставляя читать книги. Мистер Муни объясняет это тем, что Джо «должен усвоить кодекс».

Став взрослым, Джо уничтожает соперников, злодеев (чтобы защитить тех, кого он считает слабым) и тех, кто его обидел и отверг его. Внутри Джо разыгрывается драма - он то защитник, то палач, то жертва. Похоже на его внутренние объекты, которые он экстернализирует. Как будто его детская драма постоянно проигрывается в каждых новых отношениях.

...Детство психопатов часто полно чувством небезопасности и хаоса. Смесь жесткой дисциплины, потакания слабостям и пренебрежения. Невозможно найти устойчивых, любящих защищающих влияний. Часты переезды, утраты и семейные разрывы. Слабые, депрессивные или мазохистичные матери и взрывные, непостоянные или садистичные отцы. Отсутствие чувства власти в нужное время подталкивает их тратить остаток жизни на поиск подтверждений собственного всемогущества. Он не инкорпорировал хорошие объекты.

5. Оценка паттернов отношений (интернализованные объектные отношения)

Для Джо характерно отсутствие способности искренне любить и привязываться - низкое качество объектных отношений.

6. Оценка самоуважения

Особенно болезненно Джо воспринимает измену. Он не выдерживает соперничества настолько, что всех своих соперников он устраняет физически.

Агрессивные и садистские действия могут стабилизировать чувство Я, сокращая неприятные состояния возбуждения и восстанавливая самооценку.

Диагностика уровня патологии личности

Джо использует много защит, но практически все они - примитивные. Зрелых защит мы практически не наблюдаем. Именно отсутствие зрелых защит, а не присутствие примитивных характеризует пограничную и психотическую структуру.

У Джо наблюдается дефект Супер-Эго. Можно думать о недостатке первичных привязанностей к другим людям. Субъективно Джо не чувствует себя целостным: у них с Бек появляется свой язык, и одно из слов – «всёчество» - символизирует для Джо их гармоничные отношения, где они идеально дополняют друг друга.

Мысли Джо: «Любовь делала меня открытым, живым, другим, настоящим». «Тогда, с Бек, любовь трансформировала меня в нечто странное. Возможно, ты (новая девушка) сможешь превратить меня во что-то хорошее». Джо не выносит амбивалентность, не видит других целостными и не может понять, плохой он по своей природе или хороший. Этот конфликт он способен в какой-то степени наблюдать, пытаясь проводить параллели с Раскольниковым. Идентичность Джо – диффузная. Степень интеграции личности слабая.

Тестирование реальности: Джо кажется совершенно нормальным, пока не убивает. Большую часть времени он не дезориентирован, мыслит рационально и осознает, что и почему делает. Его поступки — результат осмысленного выбора.

Но в стрессе ему иногда мерещатся убитые им девушки (Джо понимает, что это галлюцинации, называет их призраками), возникают флешбеки. Также масштабы использования им таких защит как всемогущий контроль и магическое мышление не позволяют говорить о нем как о пограничной личности – связь с реальностью явно нарушена.

Таким образом, Джо может быть охарактеризован как высокофункционирующая личность психотического уровня с психопатической акцентуаций. Также можно выделить нарциссические и шизоидные черты.