Таня Танк - автор трилогии "Бойся, я с тобой. Страшная книга о роковых и неотразимых"

К содержимому | К меню | В поиск

"Токсичность - это не про нас"

...заявила автору начальница на собеседовании. А оказалось все с точностью до наоборот! Читаем.

150724.jpg, Oct 2024

"Я больше двух лет работала на дому, но решила сменить сферу деятельности. На известном сайте увидела вакансию в кафе – требовался менеджер в службу доставки. У меня был похожий опыт работы в прошлом, так что я заинтересовалась. Зарплату предлагали хорошую, график 2\2, смена 13 часов, офис в центре города. Собеседование проводила руководительница отдела Елена. Первое впечатление она произвела положительное – яркая, обаятельная женщина с чувством юмора.

Она обозначила: «У нас хороший дружный коллектив. Токсичность – это не про нас». Позднее я долго вспоминала эту фразу…

Что удивительно, Елена нисколько не интересовалась ни моим опытом работы, ни другими вещами, которые обычно спрашивают на собеседовании. Тем не менее, уже через десять минут беседы она была уверена, что я им подхожу. Первое впечатление сложилось положительное, и я согласилась на стажировку.

В первый день стажировки я впервые услышала так называемый «звоночек». Лена была очень взвинчена. Она разговаривала по телефону с коллегой, и я собственными ушами услышала, как она в пылу гнева назвала его «козлом». Я вежливо поинтересовалась, всё ли в порядке, и ответ последовал очень резкий: «В порядке!». Это звучало примерно как «не лезь не в своё дело!».

Я подумала: «Ну ладно, с кем не бывает? Непонятно, что там за ситуация. С каждым может случиться». Во время стажировки подобного больше не повторялось. Лена вела себя вполне адекватно, подробно отвечала на вопросы, хвалила. Я обратила внимание, что сама по себе она довольно резка, но в целом всё было спокойно.

Работа меня, в целом, устроила, и я приняла решение остаться. При приёме нужно было подписать несколько бумаг по соблюдению правил, системе штрафов – тогда я обратила внимание, исходя из подписей и дат, что в течение последних двух лет из этого отдела уволилось около пяти сотрудников. Сейчас они активно набирали новых людей (помимо меня, требовались ещё двое) и жаловались, что люди увольняются по непонятным причинам. Мне эти причины стали понятны спустя пару недель работы.

В кабинете было несколько рабочих мест. Я выбрала место подальше от Лены – уже тогда я чувствовала себя рядом с ней не вполне комфортно. Работа была тяжёлой, из-за нехватки кадров каждому приходилось работать чуть ли не за двоих. Первое время я пыталась как-то влиться в коллектив, но коллеги – всего их было четверо, считая Лену – вели себя довольно высокомерно, отстранённо. Я могла прокомментировать что-то, пошутить, задать вопрос по работе, и нередко меня просто игнорировали. Кое-какой контакт удалось наладить с коллегой, которая пришла на пару недель раньше меня, остальные чаще всего делали вид, будто меня нет.

С первой рабочей недели я уже чувствовала себя напряжённо на работе. Со своими задачами я неплохо справлялась, и, с учётом общей обстановки, находила хоть какое-то успокоение в общении с клиентами. От некоторых коллег, включая Лену, исходила некая пассивная враждебность. Я не пыталась никому понравиться, просто сделала выводы касательно коллектива и погрузилась целиком в работу. Но напряжение только усиливалось.

Вернёмся к Лене. Я быстро поняла, что человек она сложный и с явными проблемами. Если поначалу у меня были какие-то сомнения, и я списывала некоторые звоночки на обычную измотанность, усталость (она работала без выходных), то в дальнейшем сомнения отпали. У Лены очень быстро менялось настроение: в одну минуту она весело смеялась, в другую – агрессировала и кричала. Её могло вывести из себя что угодно: помню, однажды она начала возмущаться из-за того, что кто-то слишком громко вздыхает.

Придраться она могла совершенно к чему угодно. Как-то Лена начала выговаривать мне из-за одной фразы, которую я постоянно использовала при общении с клиентами. Она возмутилась, что я игнорирую сделанный ею скрипт (хотя я произносила эти слова уже несколько недель к ряду в её присутствии, и проблем не было). Невозможно было угадать, когда состояние спокойствия у неё сменится агрессией. Казалось, что любое наше слово и действие может вывести её из себя. О многих важных вещах я узнавала уже в рабочем процессе, во время обучения о них не упоминали. Меня могли обвинить в незнании чего-либо со словами «Я об этом говорила!!!», хотя ничего подобного не было.

При этом, как я заметила, Лена получала явное удовольствие от рабочего стресса. Бывали моменты, когда заказов наваливалось очень много, и мы буквально работали на последнем издыхании. Лена при этом улыбалась, подшучивала и в целом пребывала в хорошем расположении духа. Однажды мне поступила жалоба от клиента. Он очень долго возмущался из-за косяка со стороны доставки. Я уточнила у Лены: что мы можем сделать в данной ситуации? как помочь? Поначалу она ответила: никак.

Я постаралась объяснить это клиенту, но в ответ получила кучу замечаний, обвинения в непрофессионализме, нежелании решать проблему и прочих грехах. Около десяти минут я выслушивала этот словесный поток, прежде чем он всё-таки положил трубку. Эмоции в моменте зашкаливали. Лена отреагировала на это особо «радостно», прямо-таки наслаждалась: я впервые столкнулась с таким клиентом, и возмущение меня переполняло (обычно я очень сдержанная). Что самое интересное, решение для проблемы нашлось тут же. То есть, она изначально знала, как можно всё уладить – такие ситуации повторялись частенько и решались быстро, как выяснилось потом, – просто по какой-то причине не захотела сделать это сразу.

Однажды возникла неприятная ситуация. Я допустила ошибку в работе. Лена чуть ли не подняла крик. Я спокойно признала ошибку и предложила заплатить штраф. Это не был какой-то неисправимый косяк, просто я впервые столкнулась с одной проблемой и немного не так выстроила алгоритм действий. Но Лену это привело в бешенство. Лицо у неё приобрело совершенно дикое выражение. Мне даже в один момент показалось, что она вскочит с кресла и набросится на меня с кулаками. Мне удалось сохранить спокойствие и твёрдость. Спустя несколько минут Лена успокоилась и весело сказала, что всё в порядке. И такие резкие перепады повторялись постоянно.

Мне требовалось всё больше сил, чтобы выдерживать эту странную непривычную обстановку. Было дискомфортно просто находиться рядом с коллегами. Разговоры у них часто были неприятные. Они оскорбительно отзывались о знакомых людях, подшучивали над коллегой, которая была вынуждена принимать препараты, чтобы нормально функционировать (проблемы психического характера). Что примечательно, эта коллега казалась мне наиболее адекватной и дружелюбной. Но она быстро уволилась (почему – несложно догадаться). Ещё отлично помню разговор о бывшей сотруднице: они со смехом обсуждали её записи в соцсетях, явного суицидального характера. Я не могла этого понять. Между мной и ними была стена. Я всё больше от них отстранялась.

Кстати, заметила я вот что. Основными «агрессорами» в коллективе были Лена и её верная подружка Юлия (формально она была таким же менеджером, как и я, но вела она себя, словно ещё одна начальница). Они подшучивали, делали неуместные замечания, могли открыто пройтись по каким-то внешним недостаткам. А две другие коллеги как бы были «жертвами» - они подстраивались, терпели замечания и унижения, явно пытаясь таким образом адаптироваться к этой нездоровой обстановке. Ну и я, по всей видимости, была в этой слаженной системе лишней: я никого не унижала, но и себя унижать не позволяла. Агрессоры быстро поняли, что цепляться ко мне бесполезно. У меня уже был опыт взаимодействия с такими людьми, и я понимала, что лучше всего – сохранять спокойствие, сдерживать эмоции, при необходимости обозначать границы. Между мной и коллективом, по сути, сохранялся безмолвный нейтралитет.

В первый месяц работы у меня появились две новые коллеги. С ними мне стало значительно легче. Обе оказались на редкость адекватными. Рабочая атмосфера лично для меня улучшилась. Мы втроём начали работать в одной смене. Я наконец-то начала припоминать, что такое адекватный коллектив: мы поддерживали друг друга, разговаривали по работе, подшучивали. А вот у Лены радости поубавилось. Она стала ещё более недовольной и теперь почти всегда молчала. И часто брала выходные именно в наши смены (не знаю, совпадение это или нет).

Я быстро подружилась с новой коллегой Алиной. Мы были, что называется, «на одной волне». В одну из своих смен она призналась, что здешняя обстановка ей совершенно не нравится. Алина была очень эмоциональна, чувствительна. Очень живая – в сравнении с большинством моих коллег. И Лену она безумно раздражала. В общем, Лену раздражали все, но именно на неё она часто спускала всех собак. Алина задавала обычные рабочие вопросы, уточняла то, что ей непонятно, или просто подшучивала над чем-то – начальница была очень агрессивно настроена. Однажды она спросила что-то типа «как твой парень тебя терпит?». Несколько раз она чуть не довела её до слёз.

Алина как-то сказала: «Я не могу находиться рядом с Леной. Когда она здесь, мне хочется поскорее уйти. От неё исходит злая энергетика. Она – словно облако негатива». Я чувствовала то же самое. Для нас дни отсутствия Лены приравнивались к праздникам.

Вскоре мы с Алиной и с третьей коллегой сошлись в мысли, что в таком месте нам делать нечего. Уволились почти одновременно. Хотя мне было сложно уйти: работа сама по себе очень нравилась, график и зарплата устраивали. Минусы, конечно, перевешивали: помимо коллектива, ещё и самодурство начальства, огромное количество работы, практически полное отсутствие перерывов.

Я встречала разных неприятных людей. Но вот такую «Лену» встретила впервые в жизни. Человек, который вроде бы настроен дружелюбно и может быть обаятельным, но в мгновение ока превращается в фурию и вымещает на окружающих свои ежесекундные настроения. Собственно, и коллектив был ей «под стать»: адекватные люди там просто не приживаются.

Сейчас я воспринимаю эту работу как полезный негативный опыт. Но я совершенно уверена, что длительное нахождение в таком коллективе может очень плохо отразиться на нервной системе и самооценке. Кого-то юного и неопытного это вполне может травмировать или изменить в худшую сторону. На момент моего ухода был найден новый менеджер – милая и скромная девушка лет двадцати. Очень надеюсь, что она вовремя ушла оттуда.

Пара штрихов к портрету:

- Лена предъявляла к сотрудникам не вполне понятные требования. Например, мы должны были приходить на работу не позднее чем за 15 минут до начала смены. Прийти, допустим, за 12 минут до начала — значит опоздать (при мне отчитывали за это коллегу не раз). Мы указывали время прихода в отчётности, и Лена могла сверить это по камерам. Сама она могла прийти в любое удобное для себя время.

- Двойные стандарты. Лена требовала от нас полной вовлечённости и внимания к работе. Но сама могла просто взять и поехать в магазин на распродажу вместе со своей подругой Юлией посреди рабочего дня.

- Хамство. Лена прислушивалась к каждому нашему слову в разговоре, часто бросала какие-то комментарии или хохотала. Она могла ругаться матом на весь кабинет, и её не смущало, что клиенты на линии могут всё это слышать. Иногда в часы завалов ей приходилось помогать нам. Клиенты, бывало, жаловались на неё; она могла даже рявкнуть на гостя в порыве злости. Коллеги тоже её не особо любили. Сотрудники другого отдела несколько раз спрашивали меня: «ну что, тяжело вам с Леной работается?». Некоторые откровенно были с ней «на ножах».