Таня Танк - автор трилогии "Бойся, я с тобой. Страшная книга о роковых и неотразимых"

К содержимому | К меню | В поиск

"Такие девушки как звезды" или Нарцисс в тоске по "идеалу" (Анализ трех хитов)

Мы с вами не раз обсуждали, что массовая культура активно воспевает нездоровые отношение и выставляет нам ложные ориентиры. Я решила разобрать с этой точки зрения известные хиты. Начнем с песни Игоря Корнелюка «Так и надо — все говорят».

Как вы думаете, о чем сокрушается лирический герой? О потерянной любви? Раскаивается в плохом отношении к женщине, которая когда-то его любила, искала и не нашла взаимности? Как бы не так. Герой сильно опечален тем, что не рассмотрел в жертве трофея, обладание которым обеспечило бы ему приток зависти, внимания и восхищения от окружающих, а значит — и нарциссического ресурса, и подкачки собственной грандиозности. Разберу построчно.

Так и надо - все говорят.
Так и надо - сам виноват.
Я про неё забывал и часто не замечал,
И, наконец, потерял.


Как видим, герою не нравилась эта женщина. Трудно понять, была ли она жертвой первой, второй или третьей орбиты - примерно так нарцисс мог бы отозваться хоть о бывшей жене, хоть о "третьеорбитнице". Что не любил, ошибался, что она была "не его типаж" и т.д.

Но сейчас-то все переменилось! Дела женщины пошли в гору. Возможно, она была и так успешна, но нарцисс ценит именно такой успех, когда вы оценены "уважаемыми" людьми, известны, богаты. Теперь вы настоящий трофей, обладание которым может тешить его самолюбие. Сами по себе ваши дарования и душевные качества для него значения не имеют.

Так и надо - не разглядел.
Так и надо - я не у дел.
Её встречает один и провожает другой,
А я как будто чужой, чужой, чужой…


Ревность? Да, но специфическая, нарциссическая. То, что мы принимаем за ревность — на самом деле, сравнивание себя с реальными и гипотетическими соперниками.

Так и надо - не заслужил.
Так и надо - не оценил.


Знакомая лексика?

Висит в киоске журнал, я на обложке узнал
Лица знакомый овал.


Какая досада: нестатусная женщина оказалась статусной! Она состоялась в профессии, она признана, известна, популярна...

Так и надо - горький урок.
Так и надо - пулю в висок.
Четыре ночи без сна, из окон смотрит луна,
С экрана смотрит она, она, она…


Если вы считаете, что песня - о запоздалом всплеске чувства со стороны внезапно прозревшего героя, то мне есть что вам возразить. Что ощущает нормальный человек, если кто-то из его несложившихся любовей идет в гору? Он может удивиться, он может порадоваться. Но не пулю же в висок! И не четыре ночи без сна! Какая-то не адекватная ситуации досада.

Что может быть дальше? Предположу, что явление "раскаявшегося" нарцисса к жертве, ставшей трофейной, и сахарное шоу.

Примерно о том же поет Андрей Губин в «Девушках как звезды».

Проанализируем текст.

По сиреневым бульварам, по воскресным площадям
Ходят девушки такие, что не верится глазам.
Не заметить невозможно их волшебной красоты
И одну из них увидев, про себя подумал ты:

«Такие девушки, как звезды, что светят в небе до утра.
В одну из них легко и просто влюбиться раз и навсегда.
Но если ты - обычный парень, тебе не светят никогда,
Такие девушки, как звезды, такие звезды, как она.
Такие девушки, как звезды, такие звезды, как она».


Ключевые слова - «одну из них». То есть, нарциссу неважна наша индивидуальность, наша уникальная и неповторимая личность. Важно обладание общепризнанным «идеалом» - в данном случае, красавицей модного типажа с определенным набором параметров. Поэтому непринципиально, какая именно из «девушек-звезд». Важно, что «одна из них».

Второе ключевое слово — "обычный парень". Попытка подстроиться снизу к трофею, статус которого в фазе идеализации нарцисс определяет выше своего, которому изначально сильно завидует.  Пока эта зависть выглядит (в том числе, и для самого нарцисса) как восхищение. Нередко "обычный парень" подъезжает к такому трофею в образе мнимо ничтожного нарцисса.

Всем вокруг давно известно: ты не трус и не герой,
Но девчонкам, если честно, не соскучиться с тобой.
И отбросив все сомненья ты шагнул к ней и сказал:
"Я такой, как вы, не видел, но всегда о вас мечтал".

По сиреневым бульварам, по воскресным площадям,
Ты идешь с такой девчонкой, что не верится глазам.
И на всех друзей вопросы, говоришь с улыбкой ты:
"Кто сказал, что невозможно дотянуться до звезды,
Дотянуться до звезды, до звезды"…


Так вот в чем смысл обладания «девушкой-звездой»! Чтобы друзья спрашивали, как тебе удалось подцепить такую, а ты бы лишь загадочно улыбался. Важна не сама девушка, а то, что она в глазах людей подтверждает грандиозность нарцисса. Ведь если рядом «такааая» - это автоматом означает, что крут и ее спутник. Правда, непонятно, чем, но видимо, чем-то все же крут, ведь «девушки-звезды» не пойдут на свидание абы с кем…

Показательно и «дотягивание» до звезды — синоним «заслуженности» и «оцененности».

Тема «обычного парня» и недоступного идеала красиво обыгрывается и в песне Сюткина «Я то, что надо».

Теперь критически осмысляем жутко романтичный текст.

Ты с высоты красоты своей меня не замечаешь
Но всё равно день придет и ты меня ещё узнаешь
Пускай сегодня я никто,
И пусть твердят тебе, что я не то, но...


Дай мне этот день, дай мне эту ночь
Дай мне хоть один шанс, и ты поймешь: я то, что надо
Дай мне этот день, дай мне эту ночь
Дай мне хоть один шанс, ты не уснешь, пока я рядом

Я для тебя не богат, не знаменит и не пpестижен.
Hо все pавно, мне смешно, и на тебя я не обижен.
Пускай сегодня я никто,
И пусть твердят тебе, что я не то, но...


Вам это не напоминает Клайда Гриффитса, окучивающего Сондру Финчли? А Гэтсби, «дотягивающегося» до Дэйзи Бьюкенен? Тоже такие вот "простые парни", томящиеся по миллионершам...

И что герой Сюткина имеет в виду, умоляя дать ему шанс? Чтобы недоступный трофей разрешил обольстить себя, а уж нарцисс бы расстарался - и подстройку бы организовал, и фантастическое "родство душ", и "идеальный" секс "как в кино"?..

Или эти песни все-таки о любви? Как думаете?